ORIONPLUS

"Человек не выявляет себя в истории: он пробивается сквозь нее." Рабиндранат Тагор

Previous Entry Share Next Entry
Пионер - всем ребятам пример!
orionplus


Вчера, 29 октября, Президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников". Объявленной целью создания организации является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе "присущей российскому обществу системы ценностей". Как видим, создается организация очень нужная и сверхактуальная в сегодняшних реалиях. Но, как зачастую бывает, «слабое звено» нужно искать не в самой концепции, а в ее наполнении.

По иронии судьбы (не по принципу преемственности же) новая детско-юношеская организация создана в 97-ю годовщину образования Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ). Тогда, в 1918-м, правительство страны понимало, что без должной работы с подростками по их воспитанию как граждан страны, по укоренению в них принципов морали, развитию таких чувств, как содружество, сопереживание, любовь к своей стране, молодое советское государство обречено. В здоровом молодом коллективе поощрялось стремление к знанию, всестороннему развитию личности. Давались и ориентиры построения своего жизненного пути, предъявлялись идеалы и герои, с которых хотелось брать пример.

Что же сейчас? Вроде бы задача поставлена – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), вводимый с этого года, устанавливает личностные требования к выпускнику 9-го класса, которые включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Описание личностных характеристик, которыми должен обладать подросток, напоминает расширенное издание Морального кодекса строителя коммунизма. И с помощью каких воспитательных методов планируется достичь поставленные высоты?

Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов вроде как понимает свою задачу и приветствует новое молодежное движение: "… я считаю, что если у нас, например, появится общественное движение школьников, которое будет вне школы, это было бы неплохо, но вопрос в том, чтобы это было организовано профессионально, чтобы это действительно было интересно для детей, чтобы это приносило им пользу и выполняло ту задачу, которая стоит перед министерством образования. То есть социализация, воспитание, что очень важно".

Далее, Ливанов признает, хотя и с определенными оговорками (как без них?), что в Советском Союзе молодежные организации выполняли свои социально-значимые функции: "Что касается общественных организаций - мы все, наверное, были октябрятами, потом пионерами, комсомольцами - можно к этому по-разному относиться. Мы понимаем, что была определенная система воспитания и социализации молодых людей, и, в общем, она свою задачу, может быть, с определенными издержками, выполняла".

Но затем мы слышим: "… конечно, там была сильная идеологизация, прессинг, иногда политизация всего этого ... Но, тем не менее, это имело совершенно очевидный позитивный аспект". Ну, за аспект – респект! Только вот достигался этот позитивный аспект как раз присутствием этой самой, столь нелюбимой Ливановым, идеологии. В отсутствии идеологии как г-н Ливанов собирается воспитывать молодежь? На каких примерах?

Включите телевизор, сходите в кинотеатр, почитайте современный роман. Каких «героев» мы видим? Какие идеалы впитываем? Цинизм, низость, культ «золотого тельца», ненужность сущностно-человеческих качеств, упадок и декаданс. Как подросток должен относиться к своим родителям, которые не удовлетворяют критериям успешности и состоятельности? Будут ли они для него авторитетом? А ведь все население бизнесменами не сделать, этого нет нигде. Можно сделать все население образованным, можно поднять на должную высоту культуру и науку, как в Советском Союзе, а всех сделать олигархами нельзя. От воспитания улицей, в ситуации много годичного отказа школы от функции воспитания, так же не приходится ждать нужных результатов. «Бытие определяет сознание» - это не пустые слова. Реально ситуацию сейчас может переломить только школа в совместной работе с родителями, и создание молодежной организации будет в этом большим подспорьем. Вот только без смыслового наполнения работы данной организации мы получим очередную профанацию.



  • 1
Любое дело зависит от исполнителей. В любом случее это хорошо. Лучше что то сделать и ошибиться чем ничего не делать.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account