ORIONPLUS

"Человек не выявляет себя в истории: он пробивается сквозь нее." Рабиндранат Тагор

Previous Entry Share Next Entry
Левиафан и Тангейзер
orionplus
i-m

Фильм Звягинцева Левиафан триумфально прошел по западным кинофестивалям. Фильм оставляет неприятное впечатление. «Чернуха», сделанная не талантливо, и даже примитивно. Что так восхитило в картине европейских «ценителей»? В фильме показано то, что так хочется и приятно видеть Западу: русские слабовольные, вечно пьяные, коррумпированные скоты.

Левиафан - имя библейского морского чудовища. В 1651 г. вышла книга великого английского философа Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». С тех пор, Левиафан прочно ассоциируется с государством. И это не единственная отсылка в фильме к Гоббсу. Философ - величайший легитиматор звериного начала в человеке. Весь фильм Звягинцева об этом. Режиссер очень откровенно в своих интервью говорит, что снял фильм про Россию, что русские лишены чувства собственного достоинства, что у русских нет «традиции быть независимым собственником». Знакомый предельно презрительный и одновременно холуйский взгляд русского «западника» на свой народ. И здесь самое интересное, что фильм снят на государственные деньги. Т.е. именно мы с вами оплачиваем бездарное русофобское кино.

И что же на родине Звягинцева в Новосибирске? И губернатор Владимир Городецкий и мэр Анатолий Локоть заявили о поддержке идеи назвать одну из улиц города именем режиссера Андрея Звягинцева, если так решат жители города.

Еще одно культурное событие в Новосибирске вызвало неоднозначную оценку зрителей. Речь идет о дебюте в Новосибирском Театре оперы и балета оперы Р.Вагнера "Тангейзер". Опера, конечно, не «Левиафан» Звягинцева. Потому что музыка великого Вагнера, хорошее музыкальное решение, замечательные солисты. Скандал вызвала трактовка режиссера-постановщика оперы Тимофея Кулябина. Режиссер нашел, по его мнению, замечательный пиар-ход, изменив сюжет. Действие перенесено в современность. Главный герой Тангейзер-режиссер, он снимает для кинофестиваля скандальный эротический фильм о жизни Христа под названием «Венерин грот». По версии режиссера Тангейзера, Иисус Христос 18 лет провёл в пещере богини любви, пока не отказался от чувственных наслаждений. На плакате кинофильма, предназначенного для кинофестиваля, изображено распятие, помещённое между обнажённых женских ног, разведённых в стороны. Далее, по сюжету Кулябина, скандального режиссера Тангейзера изгоняют с фестиваля и разворачиваются дальнейшие трагические события.

Ожесточенные споры и дискуссии в прессе идут вокруг именно этой части спектакля. Прокуратура города Новосибирска, по заявлению митрополита Тихона, возбудила дело об административном правонарушении в отношении Тимофея Кулябина и директора оперного театра Бориса Мездрича за осквернение Евангельского образа Иисуса Христа. Совет при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) планирует изучить ситуацию с постановкой «Тангейзера» в новосибирском оперном театре. Глава совета Михаил Федотов уже заявил, что не видит оснований для вмешательства правоохранительных органов. 1 марта в Новосибирске прошел довольно многочисленный митинг с требованием исключить оперу из репертуара театра.

В рамках задуманного режиссером сюжета, возможно немало оригинальных решений. Людей возмутило то, что был выбран самый светлый и почитаемый образ. Выбран намеренно, с расчетом на скандал.

На пресс – конференции НГС с представителями руководства театра, прозвучал тезис в виде присланного вопроса о том, что надо воспитывать недалекое большинство в гуманитарном и эмоциональном смысле. Мне это напомнило, как непринятие большинством фильма Левиафан было прокомментировано на «Лента.ру», что «Левиафан» вообще снят не для быдла.

260xq90files_stats_3678_file_48_12_01

Перед премьерой Т.Кулябин дал интервью, приведу из него цитату. На вопрос, о чем спектакль, Кулябин отвечает:
«Скорее о мученической природе творца. О том, что серьезное творчество всегда тотально и разрушительно. Вторая тема — про табу и цензуру в искусстве. Существуют некоторые представления о пределах допустимого, о том, что можно изображать, а чего лучше не касаться. На мой взгляд, для настоящего художника если и существует цензура, то лишь внутренняя. Сама сущность искусства состоит в отрицании навязанных извне стандартов, а разрушение норм — прямая миссия художника. Вот эти две темы для меня, пожалуй, наиболее важны».

Из ответа очевидно, что режиссер считает себя настоящим художником и для него существует только внутренняя цензура и перл о том, что разрушение норм – прямая миссия художника.

Мне всегда казалось, что серьезное творчество созидательно, как и культура в целом и направленно на развитие человека. Определенные нормы и табу формировались веками, а периоды в истории человечества, когда это активно уничтожалось, когда воспевалась низменная природа человека, похоть и вседозволенность, покрыты позором и всегда предшествовали уничтожению цивилизации. Ориентироваться только на самоцензуру призывают сегодняшние апологеты постмодернизма, для которых нет различий между добром и злом, должным и недолжным. «Я считаю себя художником и желаю самовыражаться, как хочу.» Такой подход только наращивает отчуждение в обществе. Такое общество не способно долго существовать, начинается грызня друг с другом. И тогда, конечно, появляется Левиафан Гоббса, чтобы как-то усмирить дикость.

Но мы знаем другие пути исторического развития и другое отношение к культуре. Высокая культура - как основа развития общественных отношений, общественного чувства, в таком обществе всегда существуют правила и нормы!


  • 1
Есть два необходимых направления борьбы с сортирной культуркой - прежде всего высокая альтернатива и воздействие на говнотворцов со стороны гражданского общества. Когда появится нормальное патриотическое кино, а русофобы под воздействием общества вынуждены будут снимать свой шлак за свои собственные деньги и желательно вне России - тогда блевиафаны и тангейзеры закончатся.

Т.е. небходимы точки творческого роста? Соглашусь с вами. А вот что такое Высокая альтернатива, можете привести пример?
Сегодня молодые талантливые ребята почти всегдя кренятся в постмодернистические направления типа татуировок, пирсингов и восторгаются Гельманами. И это объясняется тем, что есть спрос на творчество татуировщикови прочих талантов, восторгающихся современным европейским искусством. А на вопрос что же в этом конструктивного они отвечают, что художник не обязательно должен иметь картины, он может делать перфомансы, т.е. создавать карнавалы - суть которых, в спуске пара среди населения.
На мой взгляд высокая альтернатива может родиться после освоения азов направлений классического искусства и знакомства с методами работы с материалами и постижения сути призведений класиков. Альтернативой карновалу, на мой взгляд, может являться интегральный подход к созданию реальных из материи (пусть это хоть картина, хоть керамическая ваза или игрушка) произведений искусства - творимые образы должны заключать в себе правду (пережитое автором), любовь ( призведение вызвает эмоции конструктивные), человечность ( для людей делаться).

Edited at 2015-03-02 05:31 pm (UTC)

Согласна. Могу добавить, что, на мой взгляд, высокая культура опирается на смыслы, вызывает в человеке чувства,эмоции, преображает его. Ставит вопросы о человеке, о смысле жизни и отвечает или ищет ответ.

Edited at 2015-03-05 06:12 pm (UTC)

Режиссер очень откровенно в своих интервью говорит, что снял фильм про Россию, что русские лишены чувства собственного достоинства, что у русских нет «традиции быть независимым собственником». Знакомый предельно презрительный и одновременно холуйский взгляд русского «западника» на свой народ. И здесь самое интересное, что фильм снят на государственные деньги. Т.е. именно мы с вами оплачиваем бездарное русофобское кино.

Как-то системность прослеживается, когда на государственные деньги паразитируют- "творцы" раскрепощения низа, центры толерантности, телевизионные безнравственные программы разрушающие сознание человека


Edited at 2015-03-02 05:09 pm (UTC)

Очень хороший взвешенный обзор. Спасибо.

Да, ниспровержение всех канонов, «смерть автора» (трактую Вагнера, как хочу), абсурдность, парадоксальность, отрицание целостности, некая игра со зрителем… Да, постмодерн. Согласен с автором статьи – совсем не для развития, восхождения человека «Тангейзер» Кулябина. Удар по ценностям Модерна (в данном случае христианским) и постмодернистское обоснование этого удара - авторский дискурс, апелляция к плюрализму. Да вот только на поверку никаким идеалам свободы и плюрализма такие произведения не соответствуют – наоборот, углубляют противоречия, усиливают раскол в обществе.

Похожий пример извращения классики был в Саратове, когда режиссер поставил Гамлета под музыку Рамштайна в классическом театре Драмы.

А я хотел посмотреть. Теперь сомневаюсь...

такие постановки опер мало отношения имеют к культуре. У нас же сейчас все должны зарабатывать и окупать себя, в том числе культура . А как ты привлечешь зрителя -не важно. Лучший вариант - скандальная тема "ниже пояса". Вот и стараются. Скандал получился!!! Здорово!!!! Мы этого и хотели!!!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account