ORIONPLUS

"Человек не выявляет себя в истории: он пробивается сквозь нее." Рабиндранат Тагор

Previous Entry Share Next Entry
Клиповое мышление или бегство в детство
orionplus


Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы, да сжечь.

(из произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Все архаичное подчиняется определенным законам. Для курицы не важны оттенки, ей достаточно реагировать на все рыжее и большое как опасность, а раздатчик корма - как удовольствие.

В.И. Ленин - бесспорно мощный человек. Он заложил такие основания строительства жизни нового государства, что дух захватывает. И сколько бы безжизненная риторика последних советских лет и яростно антиленинская современная пропаганда не старались – это писк мышей или эмоциональный истеричный выплеск задурманенного мифами мозга.

Ленин заложил, а Сталин осуществил начало грандиозного проекта Человек. Всем (а это главное, что всем) представителям общества дали прекрасное образование, всю дворянскую культуру господства передали народу. В каждой отдаленной деревне были библиотеки с замечательными книгами и их читали, т.о. продолжая русскую идентичность. Да и не просто читали, знали наизусть большие отрывки из произведений Пушкина, Некрасова, Гоголя … и не счесть. Многие при этом, преодолевали весьма скудную жизнь, сопротивление родителей (в крестьянских семьях), в школы ходили за много километров. В короткие сроки была создана инженерная школа, гуманитарная, научная, процветало искусство, т.е. весь необходимый комплекс для научно-технического и культурного рывка. Есть закон маятника или нет, но сегодня ситуация обратная.

Так совпало, что именно в день рождения В.И. Ленина, 22 апреля мы провели несколько уроков в старших классах по теме « Гуманистические основания победы над фашизмом. Сущность русской идентичности». Трудно сказать насколько у нас получилось на примере великих произведений донести понятия гуманизма, идентичности, сущности человека, смысла жизни, значения культуры в формировании человека. Мы хотели в преддверии Дня победы рассказать о внутренних качествах человека-победителя, показать, насколько разные идейные основания у фашизма и коммунизма.

Темы сложные, поэтому обратились к помощи гениев прошлого, ориентируясь на школьный список произведений. Перед уроком я спрашивала, что читали, и называла всем известные имена писателей. В ответ получали дружное: Толстой - нет, Достоевский - нет, Дж.Лондон - нет, Шекспир - нет и т.д. Однако, при сравнении идей фашизма и коммунизма отметили, что уж слишком коммунизм хорошо выглядит, а как же репрессии? Про репрессии знают и читали.

Так в чем же дело? Почему большинству стали не нужны книги, почему сейчас у большинства детей нет концентрации внимания, способности к аналитике? В чем разница между клиповым мышлением и аналитическим?

Во-первых, с клиповым мышлением не рождаются, клиповое мышление формируется. Я коснулась выше, как формировалось аналитическое мышление в Советском Союзе. Но то титаны прошлого, а не (смешно сравнивать) Медведев, Ливанов и камарилья, или наш депутат в государственной думе Мануйлова И., ярый сторонник ЕГЭ. В последний отчет Медведева перед Госдумой опять прозвучала гневная отповедь школьным туалетам. На этом, похоже, представления о достойном образовании заканчиваются. Так и хочется спросить высоких чиновников, что же вы за десятки лет у власти не решили простой вопрос с туалетами и как в таком случае решать задачи посложнее? Регулярные завывания Грефа об уничтожении хорошего образования для всех тоже имеют под собой серьезные основания.

Клиповое мышление, по сути, возврат к архаике, т.е. неоархаизация сознания. Все архаичное подчиняется определенным законам. Для курицы не важны оттенки, ей достаточно реагировать на все рыжее и большое как опасность, а раздатчик корма - как удовольствие. Проще сказать, включается биология и действует закон стеклянных бус. Клиповое мышление стремится к опрощению, и манипулировать людьми с таким мышлением легче, тем более зная законы воздействия. Только нажимай нужные кнопки, пробуждая одно и подавляя другое, по закону несовместимых мотивов поведения.

Продолжение следует.




  • 1
А что за "закон стеклянных бус"?

вольное выражение, по аналогии отношений между дикарями и цивилизованными завоевателями. Дикарям бусы, взамен золото или что-то гораздо более существенное. Люди не анализируют свое поведение. Их легко обмануть, легко ими манипулировать и добиться желаемого. Связано с возникновением клипового мышления. Определенные образы, цвета бессознательно считываются и человек будет реагировать. Этим сейчас повсеместно пользуются. Если есть и аналитическое мышление, то еще можно отрефлексировать, поэтому подавляют аналитическое мышление. Например ЕГЭ расчет на клиповое мышление, ответы есть только ставь галочки.

Многим критикам Ленина следовало бы у него поучиться работать. Многие противники Ильича и в подмётки ему не годятся. Какие бы времена не были, а имя Ленина всегда звучит, всегда вызывает эмоции. Вот это и есть настоящее историческое бессмертие.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account