ORIONPLUS

"Человек не выявляет себя в истории: он пробивается сквозь нее." Рабиндранат Тагор

Previous Entry Share Next Entry
Грязный Ганс и толстый большевик
orionplus


Забавную историю услышала от знакомого относительно стандартов образования, которые рекомендуют учителям - подавать материал через яркие рассказы или истории. И вот один из них для школьников 11-х классов. Причем истории, видимо, тяжело идут, все-таки творческий продукт, много не придумаешь, и учитель в одном классе рассказывала ее несколько раз, под хихиканье школьников.
Речь о первой мировой войне. Во время войны происходило "братание" солдат. Вот представьте себе, говорит учитель, что идет немецкий солдат Ганс, грязный и исхудавший, навстречу русскому солдату Ивану, оборванному и усталому. Остановились, закурили «козью ножку», беседуют друг с другом (на каком языке - не уточняется), зачем, мол, им эта война, кому она нужна? И тут к ним подходит толстенький большевичек и вкрадчиво спрашивает: «Что, не хотите воевать?»

«Замечательный» рассказ, уровень образования подобными примитивными рассказами не поднимешь, да еще с явными предрассудками и эмоциональной уничижительной окраски в отношении большевиков. Почему большевик толстый, тоже воюющий, прошедший каторги, голод и окопы - остается только догадываться. Смешно, конечно, но еще более тягостно от того, что творится в современном образовании. Низкий профессионализм, подача информации на уровне мифов, причем откровенно антисоветской направленности. В данном случае, результат совершенно обратный, как реакция на скучную, неинтересную личность преподавателя, но ведь глубина проблемы очевидна. И что там с единым учебником истории?

И мне вспомнился конфликт в советской школе между учителем истории и директором школы, он вел физику и астрономию. Два здоровенных, умных мужика, оба партийные, не сошлись на идеологической почве. Анатолий Иванович, яркий, похожий на Маяковского историк, считал, что так предмет по таким учебникам давать нельзя, что все слишком лакированно и убого. Презрительно бросал учебник и большую часть урока читал нам книги, или пересказывал, да так интересно, как настоящий артист. Так на истории мы познакомились с «Республикой ШКИД», узнали о всех приключениях Ходжи Насреддина и др. Но это были любимые. Отдельные главы зачитывали на «бис».

Один раз весь урок истории был сорван. Мы простояли около двери, в кабинете шел очень эмоциональный и громкий разговор. Оба что-то говорили для нас непонятное о партии и переменах. От их разговора дверь сотрясалась. Что-то громко падало: то ли учебник, то ли кулак по столу.
Эх, Анатолий Иванович, знали бы вы, чем закончились желаемые перемены. Такого краха представить тогда было невозможно. Вашей искренностью и эмоциональностью воспользовались холодные и расчетливые люди. Но уровень свободы и творчества почувствуйте. Шел, может временами жесткий, но вполне демократический диалог.

А что касается яркой подачи, то, ей богу, лучше молчать, чем так преподавать историю, или уж книжки читать, только и книгу надо уметь выбрать.


  • 1
Если я ничего не путаю, то мы, кажется, три раза начинали проходить крещение Руси. Полный Пэ. В школе я историю проспал.

А в 5-6-м ведь это был классе мой любимый предмет. Но тогда я учился в другой школе, с другой учительницей, которая заставляла на истории ДУМАТЬ. И это было интересно.

что ж это за уровень у учителя с такими историями

  • 1
?

Log in

No account? Create an account